Мастер-класс по инновационным методам обучения




Инновационные методы обучения.

  • Инновационные методы обучения.

  • Опыт кафедры Электропривода и автоматизации производственных процессов


Основные методические инновации

  • связаны с применением интерактивных методов обучения.

  • «Интерактивное обучение»

  • как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета.

  • как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).



Пассивный метод



Активный метод



Интерактивный метод



Интерактивные методы

  • принципы взаимодействия, активности обучаемых, опора на групповой опыт, обязательная обратной связи.

  • - взаимодействие участников,

  • - равенство их аргументов,

  • - накоплением совместного знания,

  • - возможностью взаимной оценки и контроля.



Инновационные методы

  • круглый стол (дискуссия, дебаты);

  • мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака);

  • деловые и ролевые игры;

  • сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);

  • методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и др.



«интерактивный» происходит от английского «interact»

  • «интерактивный» происходит от английского «interact»

  • («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»)



1 группа работодатели

  • 1 группа работодатели

  • 2 группа студенты

  • 3 группа преподаватель / преподаватели



Дисциплины – с более практической особенностью

  • Дисциплины – с более практической особенностью

  • База НГРЭС, РМЗ, СПЭР; учебные фильмы BBC

  • Цель – повышение эффективности усвоения теоретического материала сложных технологических процессов; формирование компетенций в производственных условиях (выполнение должностных обязанностей электромонтера IV разряда) - создается «платформа» для последующего анализа и решения инженерной задачи



Выполнение заданий на реальных объектах энергетики (при соблюдении требований электробезопасности и условий подключения реально действующего оборудования и приборов электростанции снимаются показания (сравниваются с теоретическими характеристиками) с построением векторных диаграмм – графической интерпретации поведения показателей и параметров энергетических систем)

  • Выполнение заданий на реальных объектах энергетики (при соблюдении требований электробезопасности и условий подключения реально действующего оборудования и приборов электростанции снимаются показания (сравниваются с теоретическими характеристиками) с построением векторных диаграмм – графической интерпретации поведения показателей и параметров энергетических систем)

  • Построение схем функционирования технологического процесса, алгоритма монтажа и эксплуатации электроустановок с установлением требований к проектированию, наладке и диагностике

  • Изучение конструктивных особенностей электрических и электронных аппаратов и устройств



Следующее занятие (casy-stady)

  • Следующее занятие (casy-stady)

  • по результатам экскурсии

  • Анализ производственной ситуации по контролю или срабатыванию элементов релейной защиты и автоматики (щит управления, защиты ВЛ и т.д.)

  • Разработка собственных шаблонов построения схем и диаграмм

  • по документальным фильмам

  • Формирование алгоритма действия оперативного персонала с определением необходимых теоретических знаний

  • Моделирование этапа технологического процесса, аварийной ситуации на объекте промышленной энергетики

  • ВСЕ РЕШЕНИЯ ПРЕДЛАГАЮТ СТУДЕНТЫ,

  • ПОДВОДИТ К КОРРЕКТИРОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

  • - ПОЗВОЛЯЕТ УВИДЕТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ НЮАНСЫ ПО УСВОЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ОТСЛЕДИТЬ НЕВЕРНЫХ ХОД МЫСЛЕЙ СТУДЕНТОВ



Анализ конкретных ситуаций (case-study)

  • - это описание реальной ситуации, или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».

  • Цель — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.



Анализ конкретных ситуаций (case-study)

  • Преимущества:

  • позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий;

  • позволяет заинтересовать студентов в изучении конкретного предмета и в контексте других предметов и явлений;

  • способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации.



Подготовка и обучение кейсовым методам



Метод мозгового штурма

  • (мозговая атака, braine storming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения.



Цель мозгового штурма

  • – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а также поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

  • Задача - выработка большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы.



База – лекционные курсы; лабораторные и виртуальные практикумы

  • База – лекционные курсы; лабораторные и виртуальные практикумы

  • Цель – сформировать навыки поиска различных направлений решения инженерных задач, включая их моделирование, определения и оценки оптимальных вариантов решения, пояснения причин возникновения заданных ситуаций.



База – тематические кейсы, материалы предприятий

  • База – тематические кейсы, материалы предприятий

  • Цель – совершенствование подготовки специалистов, привитие навыка презентационной защиты решения, повышение эффективности самостоятельной работы студентов, формирование практико-ориентированных компетенций, повышение интереса к профессии - создается «платформа» для научно-исследовательских и дипломных проектов, для подготовки к инновационной деятельности с использованием новых и развития существующих технологий (совместно с предприятиями и компаниями)



Студенты получают задание с требованием к структуре решения кейса; с определение опорных точек по перечню контрольных вопросов и готовятся к оправляемому преподавателем занятию:

  • Студенты получают задание с требованием к структуре решения кейса; с определение опорных точек по перечню контрольных вопросов и готовятся к оправляемому преподавателем занятию:

  • Для занятия - круглого стола Для занятия по методу

  • проектов

  • Участники

  • –подгруппы студентов – каждый студент;

  • эксперты – группа студентов

  • Цель

  • –поиск проблемы, заслушивание форсайта,

  • обсуждаются решения аргументированный выбор

  • выбираются альтернативные эффективной «дорожной

  • и более оптимальные карты»

  • ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ; ПРИМЕР ФОРСАЙТА



  • Кейс это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения (через видео или DVD) представлена ситуация, содержащая технические, социальные, экономические проблемы

  • В обобщенном алгоритме работы с кейсом выделяются 6 ступеней:

  • 1 ступень– введение в проблему

  • 2 ступень– изучение основной и дополнительной информации

  • 3 ступень– рассмотрение альтернатив

  • 4 ступень– принятие решения

  • 5 ступень– презентация решения

  • 6 ступень– сравнительный анализ



Метод проектов

  • – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме.

  • Компетенции:

  • самостоятельный поиск недостающей информации из разных источников;

  • использование знаний для решения познавательных и практических задач;

  • коммуникативные компетенции, работая в различных группах;

  • исследовательские компетенции (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, общение);

  • системное мышление.



База – выбор индивидуальных проектов по тематикам электромеханических преобразователей; выбор групповых проектов по тематикам электроустановок и установок на базе ВИЭ.

  • База – выбор индивидуальных проектов по тематикам электромеханических преобразователей; выбор групповых проектов по тематикам электроустановок и установок на базе ВИЭ.

  • Цель – создание творческих коллективов в рамках изучения определённой дисциплины, формирование профессиональных компетенций, развитие познавательной деятельности и мастерства защиты проекта, формирование специализированных компетенций (в области энергосбережения, прикладной экологии и т.д.)



Фокус-группа

  • - это сообщество людей, объединенных в группы по каким-то критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии продуцируются данные, имеющие качественный характер.



База – материал тематических частей РГР студентов заочников; дипломные проекты; информационные данные производственных отделов предприятий; материалы производственных практик; учебные и справочные материалы.

  • База – материал тематических частей РГР студентов заочников; дипломные проекты; информационные данные производственных отделов предприятий; материалы производственных практик; учебные и справочные материалы.

  • Цель – формирование новых знаний - создается «платформа» для формирования специализированных компетенций



– тематика и материал выдаются заранее только группе 1. (трудности – сформировать группы)

  • – тематика и материал выдаются заранее только группе 1. (трудности – сформировать группы)

  • – студенты распределяются на группы:

  • 1. оперативный персонал – раскрывает суть задачи и целесообразные решения, дискутирует с группой 2;

  • 2. ремонтный персонал – предлагает и обосновывает конечное решение ;

  • 3. экспертная комиссия – задает вопросы группам 1 и 2, оценивает подходы, обосновывает поддержание того или иного решения

  • В ХОДЕ ЗАНЯТИЯ КАЖДАЯ ГРУППА УЧАСТВУЕТ В РАЗНЫХ НАЗНАЧЕНИЯХ СО СВОИМИ ТЕМАТИКАМИ



Типология лекционных занятий



Лекция-конференция

  • проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут.

  • Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы.

  • В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.



Лекция-визуализация

  • визуальная форма подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция).

  • развернутое или краткое комментирование просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).



База – мини-доклады или сообщения студентов, посвященные различным классификационным типам двигателей, установок, устройств, процессам современной энергетики и т.д.

  • База – мини-доклады или сообщения студентов, посвященные различным классификационным типам двигателей, установок, устройств, процессам современной энергетики и т.д.

  • База – видео-материалы, слайды, фолии, демонстрационные плакаты, натурные экспонаты.

  • Цель – активизировать знакомство с новым материалом (например: при обосновании преимущественных зон применения, обсуждении перспектив развития исследуемых объектов и техники, аргументирование опровержения «мифов» энергетики)



Бинарная лекция

  • — это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).



База – предприятия.

  • База – предприятия.

  • Цель – интегрировать изложение теоретических положений с практической интерпретацией их реализации на реальных объектах

  • Участники – преподаватель, специалист предприятия

  • Позволяет более эффективно готовить практико-ориентированных специалистов, создавать условия для подготовки к прохождению производственных практик, сохраняя тенденцию «теория-практика-трудоустройство».

  • Предприятия – формируют тестовые материалы, задания по практическим курсам и проектам.



Интерактивные и активные формы становятся реалиями времени, но не должны поглощать другие формы;

  • Интерактивные и активные формы становятся реалиями времени, но не должны поглощать другие формы;

  • Интерактивные и активные формы могут быть отражены в виде пояснительной записки или методической рекомендации;

  • Необходима трансляция педагогического опыта по применению интерактивных и активных форм обучения.



  • ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ:

  • желание преподавателей;

  • целеустремленность и мотивированность студентов;

  • заинтересованность и участие работодателей



  • БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!



Источник: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-27930.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мастер -класс "Использование инновационных методов обучения для повышения Вязание прямая пройма спицы

Мастер-класс по инновационным методам обучения Мастер-класс по инновационным методам обучения Мастер-класс по инновационным методам обучения Мастер-класс по инновационным методам обучения Мастер-класс по инновационным методам обучения Мастер-класс по инновационным методам обучения Мастер-класс по инновационным методам обучения Мастер-класс по инновационным методам обучения Мастер-класс по инновационным методам обучения