Если рисуешь круг

Закрыть ... [X]

Человек на луне (1999)
Название: Человек на Луне
Оригинальное название: Man on the Moon
Год выхода: 1999
Жанр: Биография / Комедия
Режиссер: Милош Форман
В ролях: Джим Кэрри, Дэнни Де Вито, Кортни Лав, Пол Джаматти, Винсент Скьявелли, Питер Бонерц, Джерри Лоулер, Джерри Беккер, Лесли Лайлз

О фильме: Должен ли быть в хорошей шутке панчлайн? Многие скажут, что да. Энди Кауфман на этот вопрос дал бы сугубо отрицательный ответ. Будучи искусным провокатором, всю свою жизнь он разыгрывал массовую публику Америки, не давая зрителям ключ к разгадке своих шуток: он мог посвятить целое выступление исключительно прочтению «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, бросить вызов женщинам, предлагая сразиться с ним на ринге, тем самым высмеивая актуальную на тот момент тенденцию борьбы за права «слабого пола», устроить драку с актёрами и режиссёрами в прямом эфире, чтобы показать изнанку телевидения. Он знал, что люди хотят быть шокированными, поэтому постоянно повышал планку. Кауфман считал себя антикомиком — оттого его выступления разительно отличались от типичных программ «соратников». По счастливой случайности скандальность и незаурядность этой личности смогла не только сохраниться в архивных видеозаписях, но и найти воплощение в ленте «Человек на Луне», вышедшей на экраны в 1999 году.

если рисуешь круг

Милош Форман, поставивший ленты «Пролетая над гнездом кукушки» и «Амадей», создал биографическую комедию о жизни знаменитого абсурдиста через набор скетчей и драматических ситуаций, связанных лишь основной линией повествования. Уже в экспозиции, которая не имеет никакого отношения к фабуле и представляет из себя обращение Джима Керри в образе Энди Кауфмана к публике, режиссёр отсеивает людей, не способных или не желающих постичь личность главного героя. Далее ряд режиссёрских провокаций пополняется со стремительной скоростью. Съёмочная группа мастерски водит зрителя за нос, разыгрывая его и ломая шаблоны: детство Энди, которое, казалось бы, должно стать начальной точкой нарратива и подбросить несколько жестяных в копилку внутренних конфликтов персонажа, через несколько секунд безосновательно сменяется периодом зрелости героя; задатки старого как мир концепта о воплощении мечты исчезают уже в завязке, а ключевые эпизоды фильма завершаются качественно проработанными твистами, обычно не свойственными комедийным картинам. Форману удаётся перенести манеру работы Кауфмана на экран, заключить в двухчасовом фильме мотивы и идеи легендарного подстрекателя. Автор реконструирует знаменитые номера артиста, элементы биографии, но сохраняет между ними дистанцию, потому что так образуется синкретический образ многогранного Энди Кауфмана. Впрочем, режиссёр не лишает картину академичности и не стремится спроецировать всю анархическую суть антикомика на плоскость ленты.

Одним из виновников неудачной реализации идеи Формана стал не кто иной, как сам Джим Керри. Интересно не только то, что американский юморист исполнил в картине несколько ролей и фактически полностью сымитировал мимику и голос Кауфмана, а также другие ипостаси мастера перевоплощений, предварительно пообщавшись со всеми родственниками и друзьями героя. Прежде всего он создал неповторимый безумный антураж на съёмочной площадке с помощью своего нескончаемого пребывания в образах: будучи Тони Клифтоном, устраивал скандалы с Форманом и отказывался играть по сценарию, импровизируя на ходу и заставляя других актёров отвечать ситуационно, как сделали бы настоящие участники тех событий, пытался пробраться в павильон, где в тот момент работал Спилберг, чтобы признаться ему в любви «к фильму про акулу»; будучи же Энди Кауфманом, он, в зависимости от стадии развития персонажа, коммуницировал, не выходя из образа, с участниками съёмочного процесса, внушая им чувство причастности к событиям, которые требовалось воспроизвести максимально искренне. В документальной картине про конструирование образа Энди Кауфмана «Джим и Энди: Другой мир» Керри заявил, что достиг полного единения с известным подстрекателем и даже пришёл благодаря этой роли к осознанию отсутствия собственного «я» (эта проблема прослеживается и в образе Энди, когда жена с насмешкой говорит ему: «А тебя настоящего просто и нет»). Именно в «Человеке на Луне» умение Керри перевоплощаться в эксцентричных героев оказывается полезно для создания реалистического произведения, а не комедии абсурда, как это было, скажем, в фильме «Лжец, лжец» или «Эйс Вентура: Розыск домашних животных».

Этот синтез строгого авторского решения во имя концепции и вольности харизматика, желания создать чёткий образ и сумбурность исполнителя самого образа привёл к тому, что порой сторона лицедейства оказывалась куда живее и натуральнее фона, созданного режиссёром. Дисбаланс был подкреплён простотой операторской работы и скудностью композиционного ряда группы R.E.M., представляющего из себя лишь вариации инструментальной темы песни «Man on the Moon». Однако Форман рисуешь справился с трудной задачей и изменил стандартное положение байопика в иерархической структуре жанров, а также сумел репрезентовать достаточно сложную личность, при этом задав аудитории каверзный вопрос о рамках функционирования юмора. Шутка без завершения, провокация в стиле Кауфмана, которая смешна лишь для автора и его окружения, становится целым культурным явлением и пробуждает в людях искренние эмоции, тем самым не оставляя общество безучастным по отношению к разнообразным вопросам. С другой же стороны, шутки, выстроенные по структуре «сетап-панчлайн», внедряют в мышление человека иную трактовку события, благодаря чему мы учимся проще относиться к себе и окружающим нас ужасным вещам. Скажем, к смерти. Ведь смерть сама по себе панчлайн, завершение одной большой шутки под названием «Жизнь».


Источник: http://livefilm.info/page/2/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Дон Файла - 10 уроков на салфетках - m Мастер класс по теме духовно нравственное воспитание

Если рисуешь круг Если рисуешь круг Если рисуешь круг Если рисуешь круг Если рисуешь круг Если рисуешь круг

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ